На фоне проблем в экономике, вызванных коронавирусом и карантинными ограничениями, многие предприятия испытывают очевидные финансовые трудности. Правительство России предпринимает определенные меры для поддержки бизнеса, в том числе, связанные с ослаблением налоговой нагрузки. Однако при этом отказываться от общего курса на «закручивание гаек» в области налогового администрирования никто не собирается. Во всяком случае, об этом свидетельствует проект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, текст которого анализируют «Ведомости».
В частности, Правительство предлагает изменить нормы, касающиеся представительства в данной сфере. Сейчас выступать от имени организации может директор или любое иное лицо, действующее на основании доверенности. Причем, по общему правилу, достаточно соблюдения простой письменной формы доверенности: документ, содержащий полномочия доверенного лица, должен быть подписан руководителем предприятия и удостоверен печатью.
Предлагаемые поправки содержат требование об оформлении нотариально удостоверенной доверенности. При этом у налогоплательщика сохраняется право направлять в органы ФНС электронные документы, подписанные электронной подписью.
Смысл инициативы вполне очевиден: борьба с мошенническими схемами и фиктивными документами. Существенный недостаток простой письменной формы доверенности в том, что ее очень легко подделать. Установить подложность документа при этом возможно только посредством специального исследования.
Этим в активно пользуются недобросовестные граждане, создавая «фирмы-однодневки» с подставными руководителями. Такие организации широко используются в целях уклонения от уплаты налогов.
Пострадать от поддельных доверенностей могут и добросовестные предприятия.
Нотариальную доверенность подделать сложнее (и дороже), так что многие виды мошенничества просто потеряют смысл.
В общем, цель у законопроекта самая благая.
В то же время многие предпринимателя не в восторге от инициативы. Оформление документов у нотариуса может занять много времени, да и нотариальный взнос придется платить. В общем, жизнь у налогоплательщиков проще не станет.
Характерно, что возможность удостоверять документы электронной подписью останется. Это также является отражением одного из принципов налоговой политики последних лет — расширение электронного документооборота.
Еще одно немаловажное изменение коснется порядка подачи налоговой отчетности. Предполагается, что органы ФНС будут отклонять документы с ошибками (даже не касающиеся существа расчета налога). При определенных условиях это может стать настоящей головной болью для предпринимателей: невнимательность при заполнении декларации приведет к нарушению установленных сроках сдачи отчетности и немалым штрафам.
Будут ли предлагаемые поправки отредактированы с учетом интересов отечественного бизнеса, или пройдут все этапы утверждения в предложенном Правительством виде?