3 миллионов водителей ездят в России без полиса ОСАГО

3 миллионов водителей ездят в России без полиса ОСАГО 3 миллионов водителей ездят в России без полиса ОСАГО

Российские водители разочаровались в «автогражданке». Как и прежде, полис ОСАГО является обязательным документом при допуске к управлению транспортным средством. При этом все больше россиян отказываются от заключения договора автогражданской ответственности. Издание «Известия», ссылаясь на данные, полученные в ГУ МВД РФ, сообщают, что в 2017 году количество штрафов за езду без полиса автогражданки резко увеличилось — на 40% (до 2,8 млн шт.).

В свою очередь, по данным, Российского союза автостраховщиков (РСА), примерно три миллиона автомобилистов сегодня ездят либо вовсе без ОСАГО, либо с фальшивым полисом. При этом число тех, кто заведомо покупает дешевый, но ненастоящий полис, невелико. «Отказников» гораздо больше. Главный их мотив при отказе от «автогражданки» очевиден — страховка стала для них неподъемной (слишком дорогой). Почему так много автомобилистов решается на отказ от страхования автогражданской ответственности? Потому что «гаишников» на дорогах стало меньше, а штраф за отсутствие ОСАГО сравнительно невелик (на сегодняшний день он составляет 800 рублей).

Статистика утверждает, что еще три года назад полисы ОСАГО автовладельцы раскупали как «горячие пирожки». Однако, уже в 2015 году, по данным ГИБДД, было выписано около 189 тысяч штрафов за это нарушение, в 2016 году этот показатель вырос до 1,9 млн штрафов. По итогу прошлого года было уже выписано до 2,8 протоколов на водителей, не имеющих при себе полиса ОСАГО. Страховщики эту тенденцию подтверждают. Количество заключенных договоров, начиная с 2015 года, резко уменьшилось. И это притом, что автопарк в России продолжает расти. Вывод: либо водители ездят с поддельными полисами, либо вообще без них.

Экспертов такой тренд ничуть не удивляет. По словам адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, за последние несколько лет средняя стоимость страховки выросла более чем вдвое. В то же время сама по себе услуга становится хуже. Водителям, например, не понравилось принятое недавно ограничение на выплату компенсации деньгами при наступлении страхового случая. Также увеличилось и число мошенников, продающих автомобилистам поддельные полисы ОСАГО. Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, возмещения убытков пострадавший в аварии может добиваться только через суд. Но если у ответчика не нашлось денег на страховку, с большой долей вероятности он не найдет средств и на возмещение ущерба по суду. Да, суд встанет на сторону потерпевшего, вот только взыскания могут длиться годами.

«Для ОСАГО может наступить «принцип домино», — считает автомобильный эксперт Сергей Иванов. Чем больше людей будут отказываться от покупки полиса, тем быстрее наступит кризис доверия к «автогражданке». Автомобилисты начнут поголовно отказываться от этого вида страхования. РСА вновь начнет ныть об убытках, судьям прибавится работы, а пострадавшим в ДТП — головной боли. Вывод напрашивается следующий: тарифы ОСАГО надо не поднимать, а снижать. Правда, страховщики с этим не согласятся. Они требуют дальнейшего повышения тарифов, а также ужесточения ответственности для тех, кто выезжает на дорогу без оформленного по всем правилам полиса ОСАГО. Есть еще один вариант, который возможно «приструнит» нарушителей — отдать контроль за наличием полиса ОСАГО камерам фотовидеофиксации. Сделать это, как говорят специалисты, возможно.